Основной офис: г. Москва, Шоссейный проезд 10, стр.2
Представительство: г. Санкт-Петербург, наб. Выборгская, д. 47, литера Д, помещ. 15H. ОФ. 31

Черные и серые схемы таможенного оформления

Черные и серые схемы таможенного оформления

Таможенное оформление импортных грузов, а точнее, таможенные платежи – одна из самых затратных составляющих в итоговой стоимости поставленного в Россию товара. Именно поэтому импортеры правдами и неправдами стараются минимизировать величину расходов по уплате таможенных пошлин и сборов. На одной чаше весов доходность, а то и вовсе, рентабельность внешнеторговой сделки, на другой – шанс понести ощутимые незапланированные расходы, лишиться товара, угроза административного, а то и уголовного преследования (вследствие раскрытия факта махинаций). Насколько оправдан такой риск, каждый участник ВЭД решает для себя – на собственном опыте, примере партнеров или конкурентов по бизнесу, полагаясь на рекомендации профильных специалистов.

Палитра таможенного оформления

Еще лет 10-15 назад, если в дружеской компании «учвэдов» речь заходила о таможенном оформлении грузов, рано или поздно звучал вопрос: как возите? «В черную» или «в серую»? В белую тогда мало кто возил, потому что слишком дорого. А в разоблачении нелегального ввоза или ценовых махинаций ответственные за это службы не слишком усердствовали и в условиях всеобщей неразберихи охотно не замечали нарушителей за солидное вознаграждение (которое, очевидно, было выгодно и для импортера).

Черный

Чтобы повысить продажи за счет снижения цены реализации, или увеличить прибыль в результате уменьшения себестоимости, приобретатели товаров за рубежом шли на отчаянный шаг: не платить пошлину государству или заплатить как можно меньше. За умеренную (в сравнении с таможенной) плату «нужные люди» в «определенных кругах» решали вопросы с провозом через границу дорогих товаров под видом совсем других и дешевых, или мелкими партиями ввозили беспошлинно «для личных нужд». Мобильные телефоны и сложную бытовую технику под видом пластиковой посуды, электронные комплектующие, оптику и части профессиональной аппаратуры в ручной клади «помогаек». Черная схема таможенного оформления грузов предполагает декларирование по подложным документам с заявлением недостоверных сведений о товарах, либо недекларирование части товаров. В связи с усилением мер контроля, в том числе за самими таможенными службами, черные схемы стали слишком рискованными для легальных сфер бизнеса и почти не используются в них. Поскольку при выявлении вышеописанных нарушений грузовладельцу помимо естественного доначисления платежей, в зависимости от тяжести вины в монетарном выражении, грозят те или иные меры административного преследования по ст. 16.2 КоАП РФ (внушительные штрафы с возможной конфискацией товара).


Дополнительные виды наказаний предусмотрены в статье 200.2 УК РФ за незаконный ввоз в Россию табачных изделий и алкоголя. Статья 188 УК РФ упразднена. Отдельно рассматриваются правонарушения, связанные с незаконным экспортом сырья, интеллектуальных продуктов, товаров военного и двойного назначения по ст. 189, вывоз или невозврат культурных ценностей – ст. 190. Незаконный оборот товаров запрещенного или контролируемого перечня (кроме наркотиков) карается по ст. 226.1 УК РФ. Нелегальные операции с наркотическими средствами и прекурсорами (из официального списка) преследуются по ст. 229.1

Серый

Суть серой схемы оформления – уменьшение или увеличение облагаемой пошлинами и налогами базы с помощью определенных схем. Существует мнение, что примерно 70% товаров из Китая ввозится в Россию по серым схемам, т.е. с занижением реальной стоимости в той или иной части.


Иногда сами китайские поставщики идут «навстречу» российским покупателям, занижая цену при экспортном декларировании. Вопрос лишь в том, насколько это выгодно экспортерам из КНР (в Китае также действует система налоговых вычетов и возврата НДС при экспорте). Нет смысла скрывать, механизмы урегулирования данной проблемы существуют. Сильные стороны такой схемы – «прозрачность» поставки для таможни, возможность подтвердить происхождение и закупочные цены оригинальными коммерческими и таможенными документами. Минус – в случае проблем с поставкой, при несоответствии количества или качества товаров, получить компенсацию получится только в документально подтвержденном размере.


Другой вариант, на который почти гарантированно согласятся китайские партнеры – занизить цену лишь в коммерческих документах. При этом в экспортной декларации продавец указывает реальную стоимость товаров. Происхождение такого груза при последующем импортном декларировании в РФ подтвердить легко, а вот цену поставки – затруднительно. Если товар в риске, то КТС избежать не удастся, а без достаточной доказательной базы вернуть «излишне внесенное обеспечение» не получится. В случае недопоставки, непоставки или брака ситуация аналогична первому варианту. К тому же, в течение 3 лет с момента декларирования декларация и документы на поставку могут быть отправлены на дополнительную проверку. Результатом выявленных нарушений могут быть штрафы, пени, арест счетов, административное и уголовное преследование.


Еще один способ уменьшить расходы по импорту – привезти товары, воспользовавшись услугами по таможенному оформлению грузов на «серый» офшорный контракт брокера. Как правило, специалисты технического импортера имеют определенного рода «договоренности» на таможенных постах и при определенных условиях за дополнительную плату привозят товары по заниженной стоимости на компанию-однодневку, с оформлением передачи (купли-продажи) реальному владельцу уже в России. При кажущейся привлекательности схемы (покупатель получает товар в России легально, однодневки, выступающие декларантом, можно открывать пачками) минусов немало:


Реальный грузовладелец (уплативший деньги за товар поставщику через сторонний счет) до получения в России никаких прав на груз не имеет, доказать их не сможет, равно как и вернуть деньги – сделка оформляется «под честное слово».


Право на груз, казалось бы, имеет «однодневка», но, во-первых, ее «сольют» в случае проблем, во-вторых, стоимость товара в документах сильно занижена, в-третьих, факт уплаты средств за товар поставщику подтвердить едва ли удастся, как и отношение заказчика ко всей этой операции.


В период осложнения обстановки на посту, усиления мер контроля сверху, договорные поставки первые попадают «под раздачу». В лучшем случае декларация попадет на корректировку, груз – на простой и итогом станет увеличение конечной стоимости (естественно, за счет заказчика). В худшем – заказчик останется без денег и без товара.

При экспорте стоимость груза, напротив, пытаются завысить, чтобы увеличить сумму НДС к зачету. В случае выявления, такие действия также попадают под действие административных и уголовных статей.

Белый

Иногда серую схему таможенного оформления и доставки грузов путают с услугой организации импортера. Услуга импорта на контракт таможенного представителя – совершенно легальный способ привезти товары из-за рубежа без ведения внешнеэкономической деятельности и валютных операций. При этом компания-импортер заключает договор с иностранным поставщиком от своего имени, но по поручению заказчика, о чем непременно есть информация в контракте, где указываются реквизиты всех трех участников сделки.


Действуя в качестве участника ВЭД, заказчик заключает внешнеторговую сделку от своего юридического (или ИП) имени и выступает декларантом при импорте. В этом случае грузовладелец может организовать международную перевозку и подать ДТ на таможенный пост самостоятельно, либо обратиться за помощью по доставке и таможенному оформлению грузов к профессионалам в указанных областях.


Начинающим участникам ВЭД нелишне знать, что использование легальной схемы импорта само по себе, без грамотного подхода к содержанию и перечню документов, не гарантирует лояльности со стороны таможни. В отсутствие собственных специалистов по логистике, декларированию, а также бухгалтера со знанием особенностей учета, налогообложения и отчетности ВЭД рекомендуем хотя бы на начальном этапе воспользоваться услугами или консультацией профильных компаний.


Транспортное агентство «Миралог» - таможенный представитель, включенный в реестр ФТС РФ, команда профессионалов с многолетним опытом в сфере международных перевозок и экспедирования грузов оказывает комплексные услуги в сфере ВЭД. В том числе мы выполняем организацию импортных поставок «под ключ», «Д2Д» (дверь-в-дверь) в режиме «одного окна» с таможенным оформлением, предварительной сметой и плановым консультированием, любыми дополнительными услугами и своевременной и полной отчетностью.


Будем рады оказать помощь в вопросах, связанных с особенностями таможенного оформления и ведения ВЭД в России. Связаться со специалистами можно через форму обратной связи на сайте miralog.ru, посредством электронной почты или по контактным телефонам.



Интересные материалы
Грузоперевозки из Голландии
23.03.2018
Транспортное агентство «Миралог» организует международные перевозки грузов из Голландии в Россию, а также доставляет тов...
Проблемы с платежами: китайские банки блокируют покупки электронных компонентов из России
16.04.2024
Китайские финансовые учреждения начали отказывать в обработке платежей из России, предназначенных для приобретения электронных...
Перевозка цветов автотранспортом
22.02.2018
Владельцам цветочного бизнеса хорошо известно, что цветы – это не только прибыльное, но и весьма хлопотное занятие. Коне...
Почему страховые компании не проверяют экспедиторов и перевозчиков, когда страхуют их деятельность?
16.05.2018
Рынок страхования ответственности перевозчиков и экспедиторов увеличивает темпы развития из года в год. С чем это связан...

Наши клиенты

Смотрите также