Черные и серые схемы таможенного оформления
Таможенное оформление импортных грузов, а точнее, таможенные платежи – одна из самых затратных составляющих в итоговой стоимости поставленного в Россию товара. Именно поэтому импортеры правдами и неправдами стараются минимизировать величину расходов по уплате таможенных пошлин и сборов. На одной чаше весов доходность, а то и вовсе, рентабельность внешнеторговой сделки, на другой – шанс понести ощутимые незапланированные расходы, лишиться товара, угроза административного, а то и уголовного преследования (вследствие раскрытия факта махинаций). Насколько оправдан такой риск, каждый участник ВЭД решает для себя – на собственном опыте, примере партнеров или конкурентов по бизнесу, полагаясь на рекомендации профильных специалистов.
Палитра таможенного оформления
Еще лет 10-15 назад, если в дружеской компании «учвэдов» речь заходила о таможенном оформлении грузов, рано или поздно звучал вопрос: как возите? «В черную» или «в серую»? В белую тогда мало кто возил, потому что слишком дорого. А в разоблачении нелегального ввоза или ценовых махинаций ответственные за это службы не слишком усердствовали и в условиях всеобщей неразберихи охотно не замечали нарушителей за солидное вознаграждение (которое, очевидно, было выгодно и для импортера).
Черный
Чтобы повысить продажи за счет снижения цены реализации, или увеличить прибыль в результате уменьшения себестоимости, приобретатели товаров за рубежом шли на отчаянный шаг: не платить пошлину государству или заплатить как можно меньше. За умеренную (в сравнении с таможенной) плату «нужные люди» в «определенных кругах» решали вопросы с провозом через границу дорогих товаров под видом совсем других и дешевых, или мелкими партиями ввозили беспошлинно «для личных нужд». Мобильные телефоны и сложную бытовую технику под видом пластиковой посуды, электронные комплектующие, оптику и части профессиональной аппаратуры в ручной клади «помогаек». Черная схема таможенного оформления грузов предполагает декларирование по подложным документам с заявлением недостоверных сведений о товарах, либо недекларирование части товаров. В связи с усилением мер контроля, в том числе за самими таможенными службами, черные схемы стали слишком рискованными для легальных сфер бизнеса и почти не используются в них. Поскольку при выявлении вышеописанных нарушений грузовладельцу помимо естественного доначисления платежей, в зависимости от тяжести вины в монетарном выражении, грозят те или иные меры административного преследования по ст. 16.2 КоАП РФ (внушительные штрафы с возможной конфискацией товара).
Дополнительные виды наказаний предусмотрены в статье 200.2 УК РФ за незаконный ввоз в Россию табачных изделий и алкоголя. Статья 188 УК РФ упразднена. Отдельно рассматриваются правонарушения, связанные с незаконным экспортом сырья, интеллектуальных продуктов, товаров военного и двойного назначения по ст. 189, вывоз или невозврат культурных ценностей – ст. 190. Незаконный оборот товаров запрещенного или контролируемого перечня (кроме наркотиков) карается по ст. 226.1 УК РФ. Нелегальные операции с наркотическими средствами и прекурсорами (из официального списка) преследуются по ст. 229.1
Серый
Суть серой схемы оформления – уменьшение или увеличение облагаемой пошлинами и налогами базы с помощью определенных схем. Существует мнение, что примерно 70% товаров из Китая ввозится в Россию по серым схемам, т.е. с занижением реальной стоимости в той или иной части.
Иногда сами китайские поставщики идут «навстречу» российским покупателям, занижая цену при экспортном декларировании. Вопрос лишь в том, насколько это выгодно экспортерам из КНР (в Китае также действует система налоговых вычетов и возврата НДС при экспорте). Нет смысла скрывать, механизмы урегулирования данной проблемы существуют. Сильные стороны такой схемы – «прозрачность» поставки для таможни, возможность подтвердить происхождение и закупочные цены оригинальными коммерческими и таможенными документами. Минус – в случае проблем с поставкой, при несоответствии количества или качества товаров, получить компенсацию получится только в документально подтвержденном размере.
Другой вариант, на который почти гарантированно согласятся китайские партнеры – занизить цену лишь в коммерческих документах. При этом в экспортной декларации продавец указывает реальную стоимость товаров. Происхождение такого груза при последующем импортном декларировании в РФ подтвердить легко, а вот цену поставки – затруднительно. Если товар в риске, то КТС избежать не удастся, а без достаточной доказательной базы вернуть «излишне внесенное обеспечение» не получится. В случае недопоставки, непоставки или брака ситуация аналогична первому варианту. К тому же, в течение 3 лет с момента декларирования декларация и документы на поставку могут быть отправлены на дополнительную проверку. Результатом выявленных нарушений могут быть штрафы, пени, арест счетов, административное и уголовное преследование.
Еще один способ уменьшить расходы по импорту – привезти товары, воспользовавшись услугами по таможенному оформлению грузов на «серый» офшорный контракт брокера. Как правило, специалисты технического импортера имеют определенного рода «договоренности» на таможенных постах и при определенных условиях за дополнительную плату привозят товары по заниженной стоимости на компанию-однодневку, с оформлением передачи (купли-продажи) реальному владельцу уже в России. При кажущейся привлекательности схемы (покупатель получает товар в России легально, однодневки, выступающие декларантом, можно открывать пачками) минусов немало:
Реальный грузовладелец (уплативший деньги за товар поставщику через сторонний счет) до получения в России никаких прав на груз не имеет, доказать их не сможет, равно как и вернуть деньги – сделка оформляется «под честное слово».
Право на груз, казалось бы, имеет «однодневка», но, во-первых, ее «сольют» в случае проблем, во-вторых, стоимость товара в документах сильно занижена, в-третьих, факт уплаты средств за товар поставщику подтвердить едва ли удастся, как и отношение заказчика ко всей этой операции.
В период осложнения обстановки на посту, усиления мер контроля сверху, договорные поставки первые попадают «под раздачу». В лучшем случае декларация попадет на корректировку, груз – на простой и итогом станет увеличение конечной стоимости (естественно, за счет заказчика). В худшем – заказчик останется без денег и без товара.
При экспорте стоимость груза, напротив, пытаются завысить, чтобы увеличить сумму НДС к зачету. В случае выявления, такие действия также попадают под действие административных и уголовных статей.
Белый
Иногда серую схему таможенного оформления и доставки грузов путают с услугой организации импортера. Услуга импорта на контракт таможенного представителя – совершенно легальный способ привезти товары из-за рубежа без ведения внешнеэкономической деятельности и валютных операций. При этом компания-импортер заключает договор с иностранным поставщиком от своего имени, но по поручению заказчика, о чем непременно есть информация в контракте, где указываются реквизиты всех трех участников сделки.
Действуя в качестве участника ВЭД, заказчик заключает внешнеторговую сделку от своего юридического (или ИП) имени и выступает декларантом при импорте. В этом случае грузовладелец может организовать международную перевозку и подать ДТ на таможенный пост самостоятельно, либо обратиться за помощью по доставке и таможенному оформлению грузов к профессионалам в указанных областях.
Начинающим участникам ВЭД нелишне знать, что использование легальной схемы импорта само по себе, без грамотного подхода к содержанию и перечню документов, не гарантирует лояльности со стороны таможни. В отсутствие собственных специалистов по логистике, декларированию, а также бухгалтера со знанием особенностей учета, налогообложения и отчетности ВЭД рекомендуем хотя бы на начальном этапе воспользоваться услугами или консультацией профильных компаний.
Транспортное агентство «Миралог» - таможенный представитель, включенный в реестр ФТС РФ, команда профессионалов с многолетним опытом в сфере международных перевозок и экспедирования грузов оказывает комплексные услуги в сфере ВЭД. В том числе мы выполняем организацию импортных поставок «под ключ», «Д2Д» (дверь-в-дверь) в режиме «одного окна» с таможенным оформлением, предварительной сметой и плановым консультированием, любыми дополнительными услугами и своевременной и полной отчетностью.
Будем рады оказать помощь в вопросах, связанных с особенностями таможенного оформления и ведения ВЭД в России. Связаться со специалистами можно через форму обратной связи на сайте miralog.ru, посредством электронной почты или по контактным телефонам.